Дополнительное
образование в школе строится на сочетании базового школьного образования с
дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение
постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей
детей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых
социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой
регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к
социальным потребностям общества делают дополнительное образование
привлекательным для любого ребенка.
Дополнительное образование, исходя из
своего разнообразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с
различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает
проблему занятости детей. Работа объединений строится в
соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных
программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня в виде
кружков и секций. Начало занятий через 1 час после окончания уроков. Заняты
дети от 7 до 16 лет.
Обязательно использование
дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении:
- вовлечение каждого ребенка в деятельность (не зависимо от его способностей),
- поддержка талантливых и одаренных детей.
Представление выбора направлений видов
деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи:
- Развитие творческих способностей и
творческой активности школьников.
- Развитие их познавательных интересов.
-
Формирование мотивации успеха.
- Создание условий для самоутверждения и
самореализации.
- Создание условий всестороннего развития
личности.
Система
дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных
секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность:
- обучать учеников
творческому, созидательному труду,
- дает детям информацию о прикладных видах
деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю,
- готовит
обучающихся к будущей самостоятельной жизни;
- несет определенную
профориентационную нагрузку.
Организация
учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
- обучающиеся приходят
на консультации или занятия во второй половине дня, в свободное от основной
учебы время;
- обучение
организуется на добровольных началах,
- коллективом школы
создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях,
принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня,
- учебно-воспитательный
процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых,
объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.
Это способствует более
интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального
общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.
Формы
учебно-воспитательной работы
1. Познавательная:
беседы;
дискуссии;
круглые столы;
встречи с ветеранами, очевидцами
исторических событий, представителями современной экономики, науки, культуры;
музейно-поисковая деятельность
проектно-исследовательская
деятельность
экскурсии на выставки, в музеи по
историческим и литературным местам
туристические походы.
2. Познавательно-игровые:
- участие в школьных, окружных
олимпиадах, фестивалях;
- организация и проведение спортивных
мероприятий;
- участие в муниципальных, окружных
спортивных соревнованиях.
3. Творческие:
- творческие конкурсы, фестивали;
- предметные декады;
- общешкольные концерты;
-
постановка спектаклей и
театрализованных представлений силами учащихся;
- организация выставок на базе школы и
учреждений дополнительного образования.
4. Досуговая:
- выступление на классных огоньках;
-
посещение театров, концертных залов;
- проведение общешкольных вечеров;
- работа в ЛТО.
5. Деятельные:
- участие в благотворительных,
экологических и других акциях.
Принципы дополнительного образования
Реализация воспитательного влияния дополнительного
образования происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так
и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности и основывается на
принципах:
-
добровольности;
- саморазвития;
- свободы выбора;
-
открытости;
- доступности;
-
педагогически воспитывающей направленности процесса
образования.
В соответствии с названными принципами в детские
объединения могут быть записаны все желающие без предварительного отбора и при
обязательном медицинском допуске к занятиям. При вступлении в детские
объединения дети пишут заявления, которые рассматриваются как изъявление их
свободного выбора.
Функции дополнительного образования
-
Образовательная – давать учащимся
дополнительные знания, умения и навыки.
- Воспитывающая – развитие личностных качеств
каждого ребенка, занимающегося в детских объединениях школы.
-
Развивающая – создание условий для выявления,
поддержки и развития одаренных детей, развитие потенциальных возможностей
учащихся.
-
Социально-педагогическая – адаптация
детей особой категории к условиям самостоятельной жизни, ориентированные на
развитие у них стремления и способности к самостоятельному решению проблем.
-
Рекреативная – создание условий для отдыха,
расслабления и общения учащихся в после урочное время.
-
Досуговая – научить ребенка правильно и
интересно проводить свое свободное время.