Дополнительное образование в школе строится на сочетании базового школьного образования с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребенка.
Дополнительное образование, исходя из своего разнообразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей.Работа объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня в виде кружков и секций. Начало занятий через 1 час после окончания уроков. Заняты дети от 7 до 16 лет.
Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении:
- вовлечение каждого ребенка в деятельность (не зависимо от его способностей),
- поддержка талантливых и одаренных детей.
Представление выбора направлений видов
деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи:
- Развитие творческих способностей и творческой активности школьников.
- Развитие их познавательных интересов.
- Формирование мотивации успеха.
- Создание условий для самоутверждения и самореализации.
- Создание условий всестороннего развития личности.
Система
дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных
секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность:
- обучать учеников
творческому, созидательному труду,
- дает детям информацию о прикладных видах
деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю,
- готовит
обучающихся к будущей самостоятельной жизни;
- несет определенную
профориентационную нагрузку.
Организация
учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
- обучающиеся приходят на консультации или занятия во второй половине дня, в свободное от основной учебы время;
- обучение
организуется на добровольных началах,
- коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня,
- учебно-воспитательный
процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых,
объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.
Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.
Формы
учебно-воспитательной работы
1. Познавательная:
- беседы;
- дискуссии;
- круглые столы;
- встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий, представителями современной экономики, науки, культуры;
- музейно-поисковая деятельность
- проектно-исследовательская деятельность
- экскурсии на выставки, в музеи по историческим и литературным местам
- туристические походы.
2. Познавательно-игровые:
- участие в школьных, окружных
олимпиадах, фестивалях;
- организация и проведение спортивных
мероприятий;
- участие в муниципальных, окружных
спортивных соревнованиях.
3. Творческие:
- творческие конкурсы, фестивали;
- предметные декады;
- общешкольные концерты;
-
постановка спектаклей и
театрализованных представлений силами учащихся;
- организация выставок на базе школы и
учреждений дополнительного образования.
4. Досуговая:
- выступление на классных огоньках;
-
посещение театров, концертных залов;
- проведение общешкольных вечеров;
- работа в ЛТО.
5. Деятельные:
- участие в благотворительных,
экологических и других акциях.
Принципы дополнительного образования
Реализация воспитательного влияния дополнительного
образования происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так
и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности и основывается на
принципах:
-
добровольности;
- саморазвития;
- свободы выбора;
-
открытости;
- доступности;
- педагогически воспитывающей направленности процесса образования.
В соответствии с названными принципами в детские объединения могут быть записаны все желающие без предварительного отбора и при обязательном медицинском допуске к занятиям. При вступлении в детские объединения дети пишут заявления, которые рассматриваются как изъявление их свободного выбора.
Функции дополнительного образования
-
Образовательная – давать учащимся
дополнительные знания, умения и навыки.
- Воспитывающая – развитие личностных качеств
каждого ребенка, занимающегося в детских объединениях школы.
- Развивающая – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, развитие потенциальных возможностей учащихся.
-
Социально-педагогическая – адаптация
детей особой категории к условиям самостоятельной жизни, ориентированные на
развитие у них стремления и способности к самостоятельному решению проблем.
- Рекреативная – создание условий для отдыха, расслабления и общения учащихся в после урочное время.
-
Досуговая – научить ребенка правильно и
интересно проводить свое свободное время.